Самая кровавая студенческая весна!

«Кровавей только у Тарантино», «рекорд студвесны по количеству трупов», «почему нет маркировки 16+?»

Спектакль «По лезвию бритвы» – авторскую версию зонг-оперы ужасов «TODD» представила на суд зрителей сборная факультетов ИНЭП и ИРТСУ в Таганроге.

Без сомнения, постановка студентов из Таганрога стала одним из самых шокирующих явлений всей Студенческой весны 2016 года. Смелый выбор темы, талантливые авторские решения и зловещая актуальность поднятых на сцене вопросов обеспечили спектаклю «По лезвию бритвы» стопроцентный успех.

В фойе гостей встречали девушки-официантки в замогильном «тимбёртоновском» антураже. Переглядываясь и таинственно улыбаясь, «потусторонние» официантки угощали гостей «пирожками от Ловетт», которые разносили на подносах. О начинке пирожков отмалчивались. Только тем, кто слишком уж долго засматривался на массивный разделочный стол с ножницами и прикрученной к краю мясорубкой, шёпотом сообщали, что «пирожки, на самом деле, с повидлом»!

Когда отзвенел последний звонок и почтенная публика заняла места в зале, несколько обольстительных полуодетых «демонесс» сорвали белое полотно занавеса, и началось шоу.

«Мясная лавка Ловетт», «цирюльня Суинни Тодда» – трущобы Лондона – города, который «безукоризненно сер», предстали перед зрителями в декорациях, широкий масштаб которых позволил актёрам использовать всё сценическое пространство – как на сцене, так и над ней. По замыслу режиссёра Артура Урчукова (ИНЭП) на одной из высотных декораций разместилась барабанная установка с группой рок-музыкантов, сопровождавших горестную историю Суинни Тодда песнями «Короля и Шута».

Главного героя исполнил Павел Гузов, участник известной в ЮФУ Студии пластического движения «32». И хотя сам Паша говорил после спектакля, что при работе над образом черпал вдохновение в актёрской игре Джонни Дэппа, Суинни Тодд у него получился свой – скорее драматичный, чем загадочный, но такой же, как у Дэппа, «больной на всю голову».

А ведь у Суинни, и правда, было от чего «заболеть». Похотливый и властный судья приговорил его к 20 годам каторги, вернувшись с которой цирюльник Суинни узнал, что жена его бросилась в реку, не вытерпев домогательств судьи, а маленькая дочь пропала… После этих известий бритва, которую Тодд хранил, чтобы вернуться к мирной профессии парикмахера, пустилась в кровавый пляс, пытаясь насытить саморазрушительную жажду мести несчастного цирюльника.

«Я зверь», – практически воет он над телом зарезанной в пылу ярости дочери. И ни зал, ни установившаяся на сцене хрустальная тишина не могут сказать ему обратного.

Суинни наказал всех. Последней жертвой его мести после Мясника, Судьи, Священника, Циркача, Ловетт, дочери, а также доброго десятка других, подчас ни в чём не повинных людей, стала его собственная душа. Демонессы, срывавшие занавес в начале спектакля, утянули её во мрак преисподней.

Одним из эмоциональных пиков спектакля, который просто испепелил каплю благородства в образе Тодда и обнажил истинное лицо мести, стала сцена холодной кровавой расправы Суинни над наивным циркачом, у которого всего-навсего был нужный психопату-цирюльнику билет на бал у судьи.

Предыстория убитого Тоддом циркача многократно усилила трагизм последовавшей за ней сцены расправы. Этот рискованный цирковой этюд Дмитрия Алфёрова и Александра Никитина не раз заставил зрителей «ахнуть» сначала от страха за актёров, а после и от восхищения.

Постановку «По лезвию бритвы», состоявшую из 16 номеров, публика приняла хорошо. Хореография (чувствовалась «невидимая рука» Студии пластического движения «32») была выполнена «Радиком» (ИТА ЮФУ, Таганрог) на особенно высоком профессиональном уровне, что подтвердили и члены жюри.

Однако после спектакля остался осадок, некоторое психологическое послевкусие, касавшееся не качества постановки, но зловещей актуальности поднятых в спектакле тем. Ведь когда кровавые расправы крутят каждый день по ТВ, лезвие бритвы Суинни Тодда кажется намного «ближе к горлу», нежели в иные, менее агрессивные, наэлектризованные времена.

С другой стороны, где как не в театре ставить такие общечеловеческие вопросы, как «тварь я дрожащая, или право имею»? Мстить или не мстить? И как сохранить человеческое достоинство, не прибегая к саморазрушительной мести? Да, где как не в театре ставить эти вопросы и искать ответы на них?

Текст: Стас Падалка
Фото: Валерия Роговая, Артём Суров

cKmZZLbA1Mk  hfLBUxUz9T8

UbQgSUApjr8 wyv0jvIGcTUiFtmNllNiOk

xP4r9iGTltUGfdyidTnWts